Рис.2. Внешний вид камней (Фото А.Т. Синюка).
«Конструкция лабиринта представляет собой центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих её концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. Лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте без какого-либо связующего раствора и подгонки. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Максимальная высота камней и в древности не превышала полуметра (рис. 2); больший же диаметр внешнего кольца по линии запад – восток достигает 40 метров. В западном участке внешней меловой кладки есть несколько гранитных валунов. Еще один – к северу от центра лабиринта. Гранит – редкая порода для данной местности. Ещё раз оговоримся, что до нас дошли руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным (рис. 2). Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки "мегалитического” сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом» .Поскольку местные жители давно потихоньку растаскивали здешние камни для собственных нужд (а это происходило еще со времён скифов ), археологам пришлось законсервировать находку, закопав её.
Каменные лабиринты и другие сооружения из камней, называемые мегалитическими, хорошо известны в Северной Европе, Англии, Средиземноморье, Прибалтике, на севере нашей страны – в Карелии и у Белого моря, на Северном Кавказе. «…На Британских островах было создано около 900 различных каменных сооружений» , в числе которых знаменитый Стоунхендж. Они представляют собой сложные сооружения из камня с разной планировкой и разной конструкции, преимущественно в виде концентрических кругов или эллипсов.
А.А. Куратов выделяет четыре основные группы: односпиральные правосторонние, односпиральные левосторонние, биспиральные и концентрическо-круговые. Но при этом он отмечает, что известны и прямоугольные лабиринты, как например, на Большом Заяцком острове на севере России и на озере Янова в Белоруссии, которые не включены в эту классификацию . «Внешняя форма лабиринта является одним из главных, но не единственных признаков формально-типологического ряда. Важным критерием в определении того или иного типа лабиринта служит принцип его конструирования, предваряющий окончательное оформление лабиринта в камне (или дерне)» . Мостищенский лабиринт относится к группе концентрическо-круговых (рис.3).
Рис.3. Схема лабиринта Мостище-1 (по А.Т. Синюку). Чёрными точками отмечены гранитные валуны.
Кто был строителем лабиринта? Явно не скифы. Проводя раскопки в окрестностях Мостища, археологи наткнулись на более раннюю культуру, которая не относилась ни к скифам ни к ранее известным культурам. Профессор А.Т. Синюк выделил её как отдельную иванобугорскую культуру . Условное название «иванобугорская» связано с обнаружением и последующими раскопками её следов на Ивановом Бугре. К настоящему времени других памятников этой культуры, кроме как в Ивановом Бугре и в Мостище, не выявлено.
Исследование вопроса о том, что это за культура, откуда она и что собой представляла, привело А.Т. Синюка к следующим выводам: «Эта культура относится к III тысячелетию до н. э. Её корни уходят в неолит. Она представляет собой объединение лесного неолита и степного энеолита. Создатели культуры – лесные охотники и рыболовы, на которых оказывало незначительное влияние энеолитическое население степи. По непонятным причинам иванобугорцы даже в бронзовом веке сохраняли свой традиционный уклад жизни, не поддаваясь влиянию других народов» . Такую культуру, которая живёт «в неолите», когда повсюду уже господствуют технологии бронзового века, А.Т. Синюк предложил называть «пережиточно-неолитической».
А.Т. Синюк обращает внимание, что на месте лабиринта найдены также фрагменты керамики абашевской и катакомбной культур. При этом абашевская керамика, по его мнению, ранняя, как и катакомбная. О чём это свидетельствует? Если предположение исследователя верно, можно предположить и совместное использование каменного лабиринта племенами эпохи бронзы. По мнению А.Т. Синюка, сооружение просуществовало в течение одного–двух столетий в течение рубежа III – начала II тысячелетий до н. э. Кто именно был создателем лабиринта, вопрос пока открытый, поскольку радиоуглеродного анализа пока не проводили. По данным археологии, время создания подобных лабиринтов – неолит-энеолит . Строительство огромных каменных конструкций продолжалось почти 3000 лет, с V по II тысячелетие до н. э. Кто их строил, как, зачем? Пока загадок вокруг каменных исполинов куда больше, чем разгадок.
Для чего же служил этот каменный лабиринт?
Версия 1. Культовое сооружение
Сейчас уже мало кто сомневается и культовом назначении лабиринтов: они, безусловно, являлись святилищами. Правда, в комплексе Мостищенских сооружений до сих пор не обнаружено следов усыпальницы жрецов, которые проводили те самые обряды. Точно также неизвестны и формы культа, который был с ним связан.
Версия 2. Астрономическое назначение лабиринта
К сожалению, во времена скифов камни из лабиринта были использованы в качестве стройматериалов, в результате чего объект оказался в значительной степени разрушен. Заведующий археологической лабораторией кафедры отечественной истории ВГПУ Ю.А. Чекменёв выдвинул теорию астрономического назначения мостищенского лабиринта (2001). Он связал астрономические данные с расположением камней и сделал следующие выводы: «Камень гранитный № 1 при наблюдении из центра лабиринта имеет азимут 0 то есть указывает направление на север... Камни гранитные № 2, №. 5 достаточно точно указывают направление на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния…. Рядом лежащие гранитные валуны № 3 и № 4 указывают направление на точку восхода осеннего и весеннего равноденствия… (рис.5.)
Рис. 5. Направления на астрономически значимые точки из центра Мостищенского лабиринта
Крупные меловые блоки в кладке могут лишь условно считаться реперными камнями, так как от времени они разрушаются, и мы не можем даже предположить их первоначальное количество. Из шести камней только два совпадают с азимутальным направлением на точки захода Солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия (меловой камень № 2) и летнего солнцестояния (меловой камень № 1). Азимутальное направление наточку зимнего солнцестояния проходит через сильно разрушенный участок лабиринта» .
Таким образом, справедливо предположение, что Мостищенский лабиринт мог быть не только местом проведения обрядов, но и использовался в качестве обсерватории для определения календарных дат и, возможно, сроков солнечных и лунных затмений.
Версия 3. Лабиринт как гармонизатор пространства
Эта версия отнюдь не исключает предыдущие. Появилась она, когда в 2010 г. группа «Воронеж–Космопоиск» совместно с известным воронежским исследователем к.т.н. Александром Николаевичем Сухоруковым совершила разведывательный выезд в район Мостищенского лабиринта. Его целью был поиск места археологических раскопок и проведение там биолокационной съёмки.
По мнению А.Н. Сухорукова, лабиринты служат гармонизаторами пространства: их геометрическая форма создаёт «место Силы» той или иной интенсивности, которая зависит от размеров лабиринта, его формы, количества ходов, высоты и цвета перегородок и других факторов. По его данным, установленный на природном «месте Силы» лабиринт не только сохраняет, но и усиливает и расширяет сферу влияния такого места, а лабиринт, расположенный на геопатогенной зоне, нейтрализует её .
Проведение биолокационной съёмки показало: несмотря на то, что часть комплекса разрушена, Мостищенский лабиринт действует даже сейчас. Радиус его действия, как полагает А.Н. Сухоруков, составляет 2 километра.
Версия использования лабиринта в качестве капища также не отрицается. Тем более, что, по мнению многих исследователей, все культовые сооружения, будь то церкви или святилища, возводились на «местах Силы». Мостищенский лабиринт – не исключение. Можно предположить, что в ходе обрядов, представших собою прохождение людей по кольцам лабиринта, участники действ входили в некий резонанс с сооружением, что помогало осуществлять разные магические ритуалы.
В ходе поездки с помощью биолокации также были предположительно обнаружены некие пустоты под землёй. Их существование в будущем предстоит подтвердить или опровергнуть, используя георадар. Если они действительно есть и связаны неким образом с лабиринтом, то, не исключено, в них удастся отыскать ответы на многие вопросы, связанные с таинственным лабиринтом.
Конечно, для проверки действительного влияния лабиринта на человека и окружающую среду, было бы изучить влияние места на состояние людей. В качестве средства регистрации такового вполне могли бы, как кажется, быть использованы электрофизиологические показатели.
Но такие исследования – дело будущего, хочется верить, не столь отдалённого. Кроме того, возможно, этот лабиринт – не единственный в наших краях и археологи найдут на воронежской земле другие похожие лабиринты.
Офигеть просто...
Я обожаю разные энергетические места, меня туда как магнитом тянет...а тут такое...класс!!!
Самое интересное что таких мест в Воронежской области довольно много, есть ещё "Новохопёрская аномалия" там очень часто наблюдают НЛО, мы там ещё не были правда, но то-же довольно интересно.
Вообще-же после некоторых археологических находок в Воронеже гипотеза расселения людей по центральной Европе была пересмотрена, я думаю Ксюша выложит ещё фотки из этой поездки, я намеренно прокладывал маршрут этой поездки вдоль Дона практически без дорог для того что-бы посмотреть именно интересные места до которых зачастую только пешком, как например к "Мостищенскому лабиринту", вниз к заброшеной деревушке Мостище и реке Потудань мы не рискнули спуститься, накрапывал дождик и та дорога которая вела вниз была сильно размыта встречались ямы до полуметра и больше просто оттуда потом не вылезли-бы, а на самом деле высказывалась гипотеза что именно речка Потудань упомяналась в "Слове о полку Игореве" и это именно то место.