Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка
с изображением Ангела-Хранителя
нам понадобится:
липовая доска
стамески для резьбы по дереву
наждачная бумага
карандаш простой, линейка, циркуль
бумага для эскизов, калька или копировальная бумага
морилки на водной основе (можно и без них)
масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)
кисти мягкие (белка, колонок)
ветошь для полировки
Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест.
Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу
по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек,
личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции
современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза:
это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов
или абсолютно новая, авторская работа с нуля.
Следующий шаг – выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена),
без следов небрежной обработки и хранения.
Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола,
но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно,
что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.
Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.),
устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать
лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.
Далее - нанести разметку с учетом особенностей конкретной доски, обозначить контуры основных элементов
можно с помощью обычных чертежных инструментов и копировальной бумаги или от руки, «на глазок».
Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы,
предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.
Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон
(здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).
Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд.
Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона.
В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.
Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты.
В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.
Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу,
наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам
и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами.
Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева.
В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.
Далее – нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов:
лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.
Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы
(иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа.
Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям,
икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет
подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла.
В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного.
Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.
Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками,
однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка,
тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.
По материалам сайта "Ярмарка Мастеров"