В 1997 году, семьей Скорняковых был запущен социальный проект «Торсион», который был задействован в системах соцобеспечения, медицинской реабилитации, и образовательной системе. Где и по сей день работает Светлана Скорнякова.
Светлана утверждает, что с дизайнерской точки зрения «ТОРСИОН» ( с греч- вращаю) - может решить любую творческую задачу от пуговиц до мебели, соединить несоединимое.
"Это своеобразный конструктор, который можно собирать всей семьей и работать на общий результат. С помощью бумаги простые вещи становятся шедеврами, а скучные интерьеры приобретают неповторимое звучание и стиль».
В настоящее время у каждого из авторов этой технологии свой стиль и своя школа. Валерий Скорняков, имеет свое направление, которое он назвал «ПАПЬЕ-ВАБОСКО», а Светлана осталась верна прежнему названию «ТОРСИОН-ПАПЬЕ», хотя и изменила под себя прежнюю технологию. Она не любит, когда ее ювелирную технологию называют «квиллингом» или «ВАБОСКО».
В чем разница между «ТОРСИОН-ПАПЬЕ» и «ПАПЬЕ-ВАБОСКО» не понятно, авторской технологии тоже не нашла, а ученики Скорняковых, в зависимости кто у кого учился, называют свои творения по всякому.
По словам создательницы технологии Светланы Скорняковой, искусство торсион-папье не является домашним рукоделия. Для создания рабочего места требуются достаточные вложения по созданию инструментария, коплектование сырьевой базы и рабочей химии. Работы в технике торсион-папье трудоемки, насыщены технологическими приемами и разделами. Вместе с тем, затраты по времени больше, чем в ювелирном искусстве. На обучение любому искусству требуется серьезный прилежный труд и много времени. Торсион-папье тому не исключение, что доказала образовательная практика, предпринятая Скорняковой Светланой.
Вместе с тем, фотографии в СМИ и прошедшие выставки вызвали живой интерес хэндмэйкеров к освоению этого искусства. В интернет-блогах искусство торсион-папье рекламировалось как ремесло. Слово «бумага» создало видимость доступности обучения и ажиотажно осваивалось как рукоделие по выложенным в сетях и сайтах мастер-классам.
Светлана Скорнякова отмечает: «Разнообразные статьи и передачи, сделанные по комментариям людей, едва ознакомленным с этим искусством, внесли большую путаницу в определение этого искусства для публики, но не для экспертов. Искусство торсион-папье не может быть унифицировано до уровня развлекательного или до ремесленного. Кроме того, торсион-папье ошибочно приписывают родство с квиллингом – приемом бумагопластики, а также плетением, которое относят к народным ремеслам. Торсион-папье – это декоративно-прикладное искусство, проявляющееся в ювелирном пространстве».
Если говорить об отличии торсион-папье от вабоско, то последнее также является декоративно-прикладным искусством, хотя чуть более демократичным по своей направленности. Но и вабоско не относится к рукоделиям.
На сегодняшний день в Самаре существуют две школы, имеющие близкие, но не одинаковые технологии и разные концепции. Одна славится своей закрытостью и большим конкурсом в обучении, художественные проекты решаются в лучших традициях русской ювелирной школы - это торсион-папье. Вабоско же сегодня проявляет себя как дизайнерская школа, которая помимо обучения и привязанной к мультикультурным, общечеловеческим традициям концепции в дизайне создает некий творческий рассол и возможности для творческого общения внутри своего студийного пространства.
Этапы работы
Для создания работы в технике торсион-папье важно соблюдать очередность этапов:
Как и при создании мира вначале было слово, так и при творческом процессе первичен художественный образ. Художественный и стилевой настрой – это лекало, по которому строится вся дальнейшая работа. Образ должен быть превращен в эскиз. Последний вырастает в схему. Схема превращается в чертеж с заранее прописанными параметрами и точными размерами.
Далее идет выбор технологических качеств применяемого материала в зависимости от предполагаемого использования предмета, в которых должны рассматриваться его физические, химические, экологические и другие параметры. А также его ГОСТ.
Затем следует точнейший промер и раскрой заготовок. Количество их может доходить до тысячи, и уже вследствие этого ошибка в микрон при раскрое может сложиться в несовместимую с расчетной константой разницу. То есть ваши детали при сборке просто не сойдутся в проекте.
Изготовленные детали проходят процесс дозревания четырьмя способами. Все процессы привязаны к конкретному случаю, как изготовление самих деталей - к конкретному проекту. Поэтому стать мастером за короткий срок, не получив необходимого накопленного опыта, просто невозможно. Постепенность роста выполняемого проекта и его технологическая затянутость породила даже что-то вроде протеста у читателей - при отзыве мастеров об особенностях торсион-папье и различиях с другими искусствами. Светлана Скорнякова подчеркивает, что эта затянутость изготовления вырастает из ГОСТов материалов, а не из манеры исполнения или «навороченности» рабочего проекта.
После получения деталей мастер приступает к поэтапной сборке, соотнося свои действия с внутренней тектоникой исходного материала при сборке и воздействии выбранных геометрических форм в изготовленных модулях - решаете ли вы проект в плоскости или в объеме, крупные или небольшие. Настрой «как-нибудь» превращается в «какую-нибудь» работу.
Необходимые инструменты и материалы
Для работы в технике торсион-папье нобходимо внести в свой инструментарий почти все оборудование ювелирной мастерской, исключая печь, а также стержни и вальцы, спицы, сделанные на заказ из легированной стали, резаки разного наклона, шаберы и напильнички, шкурку разных типов, всевозможные лотки, шкафы для них и емкости разных размеров для рабочей химии, а также измерительные приборы-штангены и простые циркули, чертилки, транспортиры, стусла с пропилами под разными углами… И это еще не весь набор. Забыты увеличительные стекла и стационарные лупы, а также подвижные светильники естественного и люминисцентного свечения. Потребуются и ножи, ножницы – разные, прямые и скругленные, кисти щетынные от первого до восьмого номеров - как расходный материал. Также нужны треугольники – точные, металлические. Наконец, для хранения инструмента потребуются тубусы.
Материалы подбираются сообразуясь с технологическими требованиями проекта и ГОСТом материала.То есть во внимание принимаются конструктивные особенности проекта и среда его применения. Декоративные особенности бумаги - цвет и фактура -вторичны. Декоративность решается другими приемами и технологиями, нежели непосредственный выбор цвета.
Постоянное наполнение рабочего места материалами и рабочей химией, лаками, пропитками, коллоидами разного уровня, затвердителями, растворителями и т.д. - хорошее занятие для серьезно настроенного мастера.
Во время работы соблюдается оптимальный температурно-влажностный режим.
Лекала для работы изготавливаются во время работы или подбираются при возникшей необходимости. Для их хранения необходимы специальные решета с держателями или маркировкой, позволяющей найти лекало.
Все поверхности рабочих столов и инструментов должны быть свободными от рабочей химии.
Все описанные здесь моменты действительно присутствуют в мастерской студии "Торсион S". И появились не единовременно, а в процессе работы.
Официальная и пока единственная группа любителей торсион-папье ЗДЕСЬ
Я себе положила эту красоту может какнибуть попробую
Надюш, спасибо тебе за эту находку. Я в таком восторге от этой техники...Хочется подробнее её изучить и попробовать что-нибудь сделать. Ну просто сногсшибательная красота. И это всё из бумаги!!!!
Попробуеш покажи обязательно мне самой очень понравилось
Я поняла, что тут не так все просто как может показаться на первый взгляд. Инструменты нужны...Ну если сразу что-то маленькое изобразить и не очень сложное....
Вот ты забибешила название этой техники!Таку красоту вижу впервые! Это вам ни теньтерь вентерь! Что не работа, то еще краше! Все повезу внукам, надеюсь, что вместе мы справимся!Молодцы девочки! ну вот где бы я увидела такую технику?
Эта техника новая совсем. И изобретена она русскими. Горжусь нашими!!!!
Очень красивая техника! Я вчера лазила по интернету в поисках МК и как выяснилось ни я одна. Пишут, что этому сложно научиться, что нужны специальные приспособления и т.д. и т.п. Засекретились.....
Я тоже пробовала искать МК и торсион-папье и вабоско (не поняла даже чем это друг от друга отличается), хотела здесь показать хотя бы что-то простенькое. Но ничего не нашла. Скорее всего авторы издадут книгу (а может уже издали). Я бы купила.
Я пока искала МК начиталась столько негативных комментариев в их адрес,что решила при желании кумекать все сама . Вон в СМ Ильфат какие работы показывает В торсин-папье наверно все выполняется более мелкими деталями. А может, как профан я заблуждаюсь.