Кто испытал наслаждение творчества, для того всех других наслаждений не существует (А.П.Чехов)

Рубрики

Плетение

Russian Czech English French German Polish Spanish

Плетеные из лозы изделия имеют особенную ауру. Прочность, красота, тепло и неповторимая естественность присущи мебели, посуде и украшениям интерьера из лозы. На сегодняшний день лозоплетение снова входит в моду. Это интересное, поистине древнее и невероятно стильное ремесло может освоить каждый.

Лозоплетение – это изготовление плетеных изделий из лозы. История лозоплетения уходит своими корнями в древность. Люди плели из камыша и ротанга (это длинная лиана, которая растет в тропиках), тростника и бамбука, ну, и, конечно же, из ивовой лозы.

На Руси было распространено плетение корзинок из лозы. Каждый крестьянин мог похвастаться надежной корзиной, которую он сплел своими руками. Профессиональные корзинщики творили просто чудеса! Они выплетали корзинки из лозы любой сложности: большие и маленькие, круглые и прямоугольные, с простым плетением и сложным, овальные и конические, с крышками или без них. Простое грибное лукошко, хозяйственные корзины, дорожные сундуки, детские колыбели, посуда и плетеная мебель — украшали древний быт.

Изделия из лозы и сегодня являются украшением любого интерьера и также применяются в хозяйстве. Только вот мастеров лозоплетения сегодня гораздо меньше, чем в тогдашние времена.

Автор Ксения 68Плетение из газет. Если вам не по силам (или не по карману) плести из лозы, то попробуйте сначала освоить плетение из газет. Эта техника была до недавнего времени совсем не известна в нашей стране, но в последние годы приобрела огромную популярность. Между тем в таких странах как Китай, Япония, Польша, Чехословакия, Германия и др. этот вид рукоделия известен давно. Мастера и мастерицы этих стран творят из газет настоящие шедевры. 

Газеты и журналы – самый простой и дешевый материал, который зачастую мы просто выбрасываем. Технология плетения из газетных трубочек мало чем отличается от плетения из настоящей лозы. Именно поэтому газетные трубочки некоторые Мастера предпочитают называть не иначе как «газетная (или журнальная) лоза». Техника плетения из газет и журналов замечательна еще и тем, что нет никаких ограничений в размере бумажной «лозы»: бумажные фрагменты легко соединяются и могут наращиваться до бесконечности. Возможно, в прочности такие изделия уступают обычным плетеным корзинам, но если их правильно обработать и найти им соответствующее применение, они прослужат долго.

А уж насколько мастерство плетения из газет и журналов просто и доступно каждому, вы убедитесь очень скоро – только начните.

Затраты на этот процесс минимальны: вязальная спица, клей ПВА и водные морилки. Вот и все!

Автор Виктория ХарламоваБисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.

Чтобы научиться плести из бисера, вам нужны нити, леска, иглы, вязальные спицы и крючки. И, конечно же, бисер. Он бывает разным по форме, по размеру и цвету. Для разных изделий требуется разный бисер. Плести бисером не очень сложно, но этот процесс требует усидчивости и терпения. В результате получаются великолепные вещи, браслеты, ожерелья, броши, забавные игрушки, животные, которые могут не только служить украшением, но и стать замечательным подарком для близких и знакомых.

Плетение из бересты – один из самых старинных и исконно русских видов народного промысла. Берестой на Руси издавна называли кору молодой берёзы, одного из самых распространённых деревьев в России. Не зря именно берёза всегда считалась своеобразным символом России и русской души. Особенно был развит этот вид промысла в сельской местности северных областей, где из бересты делали буквально всё: от одежды и посуды до мебели. Из бересты плели различные лукошки, туеса и корзинки всевозможных размеров, хлебницы, короба, сундуки, сумки и другие изделия. Не говоря уже о том, что именно из бересты изготавливался непременный атрибут каждого русского крестьянина – лапти. Даже неокрашенные и лишённые росписи изделия из бересты смотрятся довольно красиво, но обычно их всё же украшают разнообразной резьбой, тиснением или  разукрашивают в другие цвета.

Береста была одним из главных писчих материалов в Индии до появления бумаги. Техника письма была более сложной, чем на Руси. Писали по бересте, как и на пальмовых листьях, острым металлическим грифелем или каламом, царапающим (по листьям) или проминающим (по бересте) поверхность писчего материала, а затем протирали надпись сажей, углём или листьями растений, сок которых окислялся и темнел. Различные народы используют бересту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок. Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.

В России из бересты изготовляют наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности бересты. Высокие водоотталкивающие свойства бересты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки. Из бересты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона.

К сожалению, мастеров плетения из бересты в нашей стране остаётся всё меньше, но оставшиеся сохраняют традиции своих предков и не дают умереть народному искусству, аналогов которому в мире практически не существует. Тем ценнее изделия тех, кто продолжает заниматься этим нелёгким, требующим долгой практики и времени делом. Живут они в основном в сельской местности, где иногда по-прежнему применяются подобные изделия. Для городских жителей они скорее являются сувенирами, чем предметами быта. По сложившейся веками традиции наибольшее распространение этот вид народного промысла получил в северных областях нашей страны.

Плетение на коклюшках. Коклю́шка, также кока, коко, коклюха — деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Верхняя утолщённая часть называется головкой коклюшки (пуговка), затем идёт шейка, далее — ручка. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом», вологодским кружевом. Коклюшки могут быть изготовлены из дерева, пластмасс, слоновой кости. Деревянные коклюшки делаются из ели, клёна, ольхи или берёзы. Размер, форма и вес коклюшек зависят от техники плетения и используемых нитей. Инструменты для плетения: подушка — валик, рисунок кружевного узора (сколок), коклюшки и булавки. Материалом для работы являются хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные, капроновые нитки.

Плетение кружев на коклюшках может быть отнесено к XVI веку. Родиной кружева считается Европа. Появившись впервые в г. Генуе, оно быстро распространилось по всей Италии, Испании. Нидерландам, Германии и Швеции, Гораздо позднее плетение кружев было введено у славянских народов и в Южной Америке; на Востоке же эта работа до сих пор неизвестна. В России кружевоплетение существует более трехсот лет. В XYII-XYIII века, когда преобладало ручное изготовление одежды и предметов интерьера, кружево в изобилии использовалось в роскошной одежде знати и духовенства, ценилось и стоило чрезвычайно дорого. В Россию оно сначала завозилось из Европы и успешно раскупалось, затем в Москве и Санкт-Петербурге возникли частные мастерские с крепостными мастерицами. Чтобы цены не снижались, кружево нередко переправлялось за границу, соответственно упаковывалось, снова ввозилось в Россию и продавалось, как европейское. Начиная с 60-70-х годов ХХ – го столетия во всем мире стали при изготовлении одежды и материалов для неё использовать высокопроизводительные автоматы, что привело к очередному удешевлению кружева и резкому изменению представления о модном дизайне. Интерес моды к дорогому коклюшечному кружеву снизился, сменившись интересом к новым тканям и к тонкому машинному кружеву, напоминающему очень трудоёмкое западноевропейское кружево XYII – XYIII веков.

Ручное кружево стало музейным, мало востребованным. Тем не менее, кружевоплетение  занимает существенное место в российской культуре, оно вполне отвечает особому русскому характеру и российскому менталитету.

Автор Ксения 68Макраме - (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началось оно с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. В финских болотах были найдены остатки сетей каменного века. На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебус (Индонезия)

На Руси вязать узлы – «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить». Но такое отношение к узлам было недолгим и не повсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу, - об этом писал римский историк Плиний Старший (I век). Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов. На Востоке в древности существовала узелковая грамота.

Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

С двадцатых годов прошлого столетия макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями – коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо – стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились. Изделия из макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и ……сотворяете чудо.

Фриволите (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.

Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д. Также в технике фриволите можно изготовить различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, перчатки, маски.

Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе.

 На Востоке это кружево также было известно и называлось «манук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок, с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были побольше, и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью.

 В XVIII в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы. Из восточных стран кружево попало в Европу.

В России челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Кружева, представленные на тех портретах, это "французские кружева", выполненные в технике, которую сейчас называют "кружевом на коклюшках". Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. Первые упоминания о фриволите в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. В Россию кружево фриволите пришло, вероятно, из Франции. В российских помещичьих имениях наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева, дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц.

Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны.

 Это могут быть кружева, воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются большим спросом. При желании фриволите можно комбинировать с другими методами рукоделия: макраме, вязанием спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.

 Плетение кружева челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. 

МАСТЕРскаЯ © 2012. All Rights Reserved.

Друзья МАСТЕРской