Картина – это художественное произведение, которое всегда предстаёт перед нами не просто частичкой искусства, а настоящим окном в мир художника, в мир его таланта, в мир его фантазий. Что же такое картина – необходимый элемент интерьера или роскошь или это что-то вроде «архитектурного излишества»? Без картины вполне можно прожить. Трудно представить себе интерьер без люстры, без часов, потому что все эти предметы носители определенной функции. А в чем функция картины? Как объяснить, что этот предмет интерьера не исчез в ходе эволюции, а до сих пор остается популярен?Еще в каменном веке, наши далекие предки украшали свою пещеру наскальной живописью, и с тех пор, многие поколения стремятся украшать свои жилища картинами. В разные времена, это были разные предметы интерьера, фрески, иконы, шпалеры, гобелены, живописные полотна… Люди всегда старались украсить безликие стены своего жилища. Наш дом становится действительно нашим именно благодаря «ненужным» мелочам. Картина в интерьере «оживляет» пространство, делает его неповторимым, одухотворенным и завершенным. Картина – это «последний штрих» в создании интерьера, своего рода визитная карточка дома и его хозяев. Именно поэтому она не никогда не появляется в доме случайно.Картина выражает совокупность художественных и технических приёмов, авторский замысел и характер произведения. Картина маслом — всегда была лучшим vip-подарком руководителю, юбилярам и просто по случаю.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Городецкая роспись берет свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна.Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла.
Двойной мазок (One Stroke). Основная идея этой техники заключается в том, что на кисточку набирают две краски любого цвета, обычно один темнее, другой светлее. В результате объем получается одним мазком. В отличие от городецкой росписи — она многофункциональна и многообразна. Здесь нет жестких рамок ни в форме элементов, ни в задействованных цветах. Конечно, существуют правила, но они скорее касаются самой техники. Все остальное в руках художника.Популярность эта роспись приобрела во второй половине XVIII века благодаря промышленнику и покровителю искусств Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke), когда на кисточке - две краски любого цвета, а на кончике - обязательно белила. Краску наносили свободным веерообразным движением, и объема добивались одним мазком, особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции.Основная сложность техники двойной мазок заключается в том, чтобы набрать достаточное количество краски на оба края, а затем каждый элемент делать одним движением. Второй момент касается кистей — в этой росписи они, пожалуй, еще более важны, чем в Городце, так как кисть должна быть идеально плоской, без выскакивающих волосков, чтобы края цветов и листьев были гладкими.В начале 70-х годов, художник-самоучка Donna Dewberry, более известная в качестве декоратора собственного дома, нежели как популярный художник, в результате изучения различных руководств по рисованию и творческих изысканий создала свою собственную технику рисования, которая изначально носила название Техника рисования Двойное погружение (Double-Loading painting technique). В 1982 году Донна впервые расписала в своей технике подарок для своей мамы, это была кошка, фигура которой была выпилена из фанеры. Сначала проекты Донны ограничивались росписью жестяных изделий (банок, чайников, подносов и т.п.). В 1990 году Донна основала собственный бизнес по выпуску авторских жестяных изделий и успешно вела свое дело в течение 6 лет. Задолго до всеобщего признания художественного таланта и уникальности изобретенной Донной техники рисования One Stroke, в 1995 году, ее разработками заинтересовалась крупнейшая американская компания PLAID, специализирующаяся на выпуске наборов и материалов для прикладного творчества. Они встретились на художественной выставке Штата Флорида и руководство компании предложило ей сотрудничество. В том же 1995 году Компания Plaid выпустила первую книгу Донны Дьюберри Double Load Painting, в которой были опубликованы идеи и обучающие инструкции по росписи жестяных леек для цветов. В 2001 году начались уже крупномасштабные продажи товаров под маркой OneSrtoke. По инициативе компании, Донной были разработаны обучающие руководства, видео- и CD- диски для самостоятельного изучения её технике рисования. Спустя тридцать лет, Донна Дьюберри признана в Америке, Европе и Азии как инновационный создатель техники рисования One Stroke. Не так давно, инновационная идея Донны - техника рисования One Stroke, ее стиль декорирования, продукты и публикации были запатентованы. И, прежде носившая название Double-Loading painting technique (Техника рисования Двойное Погружение), стала называться официально - One Stroke painting technique (Техника рисования Один Мазок).
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. И хотя слово батик индонезийское, но родом пришло из Явы. Термин «амбатик» связан со словом «тик», которое означает «печать точками». Именно здесь, на Яве, роспись ткани стала развитым декоративным искусством, но его корни все же можно найти в более ранних временах.Доподлинно неизвестно, какой именно народ впервые стал использовать воск, чтобы резервировать ткань при ее окрашивании. Всеми нами любимому искусству батика примерно 2000 лет. Это стало известно при обнаружении египетских гробниц: некоторые ткани там были окрашены с помощью батика. Также есть исторические данные, что расписанные в этой технике ткани продавались в Китае еще в V веке н.э, потом батик распространился на Японии и весь Дальний восток. В это время в Индии батик выполняют не на шелке, а на хлопке. Мастера батика появились уже в то время.Вероятнее всего, как раз из Индии батик привезли на Яву. Причем, батиком занималась не прислуга, это искусство очень полюбилось высокопоставленным особам, став их развлечением и способом самовыражения. По стилю и технике батика можно было определить статус человека, его носившего.Существуют данные о том, как японские женщины часами сидели со скрещенными ногами над кусочком ткани, при помощи чантинга и воска заполняя каждый миллиметр пространства. Эта кропотливая работа могла длиться месяцами. Мужчины тоже не оставались не у дел: они замачивали и крахмалили ткань, красили ее в чане с краской индиго.Впервые слово «батик» встречается в голландских текстах 17-го века, так называли любую покрытую узорами ткань. К 1830 году батиком заболевает Европа, однако, здесь этот процесс был доведен до автоматизма, он не был таким многосложным.Другие страны, практикующие роспись ткани: Африка, Нигерия, Мали, Индия. У всех народов свой подход, свои особенности, в Индии, к примеру, красят хлопковые, а не шелковые ткани.Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Существуют следующие виды батика: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан.Перед тем как приступить к росписи ткани в технике батик, нужно подобрать соответствующую ткань и натянуть ее на специальный подрамник. Затем нужно решить, какой рисунок вы хотите увидеть на этом, пока еще чистом «холсте». Дайте волю своей фантазии и в результате вы получите свою, индивидуальную работу. Батик— это очень увлекательное занятие. Сегодня все больше людей увлечены этим видом декоративно-прикладного творчества. Более того, вместо практического, батик начинает приобретать эстетическое значение, все больше творческих людей применяют художественный подход к батику.Попробуйте и это новое увлечение, возможно, перерастет в прекрасное хобби, приносящее ни с чем не сравнимое удовольствие.
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.Чаще всего граттаж применяли графики ХХ столетия, иногда эту технику называют гратто-графией или техникой царапанья.Для выполнения техники нужно предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу), а затем наносят тушь или краску.Тушь придется наносить в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. В технике граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и черная тушь, хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно раскрашенным. Точно так же можно использовать тушь совершенно любого цвета. Например, некоторые художники предпочитают использовать черный картон, и светлую краску.Когда основа для будущего рисунка будет готова, можно приступать собственно к выполнению техники граттаж. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заостренным предметом. Рисунок лучше выбирать с большим количеством мелких деталей, тогда будет красиво. Таким образом получается, что, выцарапывая линии будущей картины, вы открываете цвет основы. Граттаж - идеальная техника, чтобы нарисовать новогоднюю ночь (или любой другой ночной пейзаж), летящую ведьму на фоне Луны (на Хэллоуин), глубокий космос... Впрочем, бабочки, цветы, и даже портреты получаются ничуть не хуже.Опытные мастера, которые работают в технике граттаж, используют для работы набор специальных резцов разного размера, ширины, толщины и т. д. Но вы можете воспользоваться подручными инструментами, например, гвоздем, спицей или зубочисткой.Точно так же вместо туши вы можете использовать гуашь, но с ней труднее работать, она пачкает руки, смазывается и менее долговечна. Кроме того, вы можете поэкспериментировать с акриловыми красками. Для грунтовки некоторые вместо парафина или воска используют мел, белую глину и даже яичный желток. А чтобы тушь не растекалась пятнами по картону, ее обычно смешивают с мыльным раствором.Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает широкие возможности. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле. Кто знает, может, создание невероятных картин, выполненных в технике граттаж, станет именно вашим хобби.
Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанного на сквозное освещение и предназначенного для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.Более пяти тысяч лет человек владеет тайной создания стекла. Наиболее вероятно, что стекло было случайно обнаружено египетскими или месопотамскими гончарами при обжиге своих изделий. Благодаря прозрачности и своим оптическим свойствам, стекло обладает уникальной способностью преломлять проходящие сквозь него лучи света, приобретая блеск драгоценного камня.Развитие производства цветного стекла и положило начало новому виду монументально-декоративного искусства – витражу. Витраж – это стеклянная картина, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют, «играя» не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Окрашенный таким образом свет способен пронизывать все окружающее пространство. Поэтому витраж оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя и способен активно воздействовать на внутреннюю атмосферу интерьера, подчеркивая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ. Мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена еще в древнем Риме времен империи и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами.Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. Витраж – одно из наиболее эффектных выразительных средств в интерьере. По декоративности с ним не может сравниться ни один отделочный материал. Именно поэтому витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль.За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Оно в первую очередь ассоциируется с балетом. На самом деле художники-пуантилисты в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.Многие критики считали, что такой метод письма сводит на нет творческую индивидуальность художника, и превращает его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но если взглянуть на картины выполненные в технике пуантилизм, то мы сразу увидим, что это совершенно не так. Пуантилистическая техника помогает создать яркие, контрастные и очень красивые картины. Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».
Кракелюр (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах.Многие думают, что кракелюр это неотъемлемый атрибут живописи, особенно старинной. На самом деле это не так. Растрескивание красочного слоя может произойти по разным причинам, но в целом оно объясняется неправильной технологией: непросохшие слои краски, недопустимые смешения пигментов, несоответствующее связующее и мн. др. Кракелюр даже имеет определённые разновидности: трещины могу быть глубокими или поверхностными, широкими или тончайшими как волос, распространяться по всей плоскости картины или локально. При строжайшем соблюдении технологических условий кракелюра можно избежать.В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.Иногда кракелюр делают намеренно, что придает живописи своеобразный эффект «старины». Но искусственный кракелюр отличается от натурального. Так в некоторых случаях специалисты отличают подделку.Кракелюрные поверхности бывают двух видов: нитяные (лаковые, спайдер-кракелюры) — тончайшие трещинки, которые встречаются на старинных лаковых шкатулках и миниатюрах, живописных полотнах; заборные (жесткие, крэки) — трещины с острыми бортами, по своему характеру напоминающие разбитое стекло.Эффекты сознательного состаривания вещей необыкновенно красивы. Можно состарить мебель, украсить стеклянную вазу кракелюром с декупажем, и она приобретет эксклюзивный и старинный вид.
Точечная роспись (Point-to-point) Техника точечной росписи известна давно. Изначально ее использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии. В настоящее время - это точечная роспись. На западный манер стали называть ее еще росписью point-to-point, от английского point – точка. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. В Индии широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джаньтинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор. Также точечную роспись использовали в Африке и Китае.Сейчас уже общепринято, что под росписью point-to-point понимают именно роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества. Но и составление рисунков точками с помощью других материалов тоже подпадает под определение точечной росписи. Можно просто взять старый фломастер с тонким кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на бутылке/тарелке/блокноте и т.д. Это тоже точечная роспись.Работы, выполненные в точечной росписи, впечатлят глубоко и надолго - даже первые пробы в такой техники дают поразительные результаты!Все дело в том, что роспись point-to-point совсем не сложна в освоении. Главный секрет для достижения отличного результата, - наличие огромного терпения, достаточной усидчивости и хорошей фантазии.
МАСТЕРскаЯ © 2012. All Rights Reserved.